Суббота, 18.08.2018, 20:39
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2011 » Декабрь » 23 » "Организация музея в условиях ДОУ"
08:18
"Организация музея в условиях ДОУ"

Организация музея в условиях ДОУ

            

Добрый день уважаемые коллеги. Мы собрали вас в стенах нашего детского сада, для того чтобы поделиться с вами опытом работы в организации музея. Наш музей существует более 15 лет. К сожалению, организаторы музея находятся уже на заслуженном отдыхе. Но в нашем коллективе есть опытный педагог 1 квалификационной категории Яковлева Валентина Константиновна, которая углубленно работает над темой «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры», является руководителем фольклорного кружка «Горница», а также ею разработаны перспективные планы работы с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме.
Слово предоставляется Валентине Константиновне.

Важнейшей составляющей дошкольного образования является введение детей в мир культуры, народного творчества. Есть замечательные слова русского философа Д. С. Лихачева «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Приобщая детей к собственным истокам, мы тем самым воспитываем в них чувство уважения любви к своему народу, к своему отечеству, родному краю.
Воспитание дошкольника на традициях русской культуры – стало одним из главных направлений педагогического процесса нашего дошкольного учреждения с 1990 г.
Однако было очевидно, что система работы в этом направлении требует организации условий, создание обстановки, обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, создания специальной развивающей среды.
Поэтому в 1992 г. заведующему детским садом № 9 Булычевой Екатерине Богдановне и зам. зав. по ВМР Мырзиной Зое Петровне пришла мысль выделить в детском саду помещение и оборудовать его в виде музея «русской избы». Конечно, педагогов удалось заинтересовать без труда. Но необходима была поддержка родителей. С ними была проведена следующая предварительная работа: групповые родительские собрания, консультации по вопросу организации музея старины. А также было проведено анкетирование, которое выявило высокий уровень заинтересованности и готовность оказать посильную помощь. Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа.
На этом этапе было важно также донести до родителей, что их вклад в приобщение детей к русской культуре не должен ограничиваться только помощью в организации музея, что их участие необходимо и в дальнейшем.
Затем был организован конкурс эскизов «Ваш вариант музея», в котором приняли участие педагоги и родители. На педагогическом совете каждый защищал собственный проекты в виде чертежа – схем, описания оборудования, экспонатов, перспективы развития, варианты участия в его создании детей. К сожалению, эскизы конкурсных работ не сохранились.
Постепенно стала появляться изба-музей, интерьер которой составили подлинные предметы русского быта народов Прикамья, бережно сохраненные и собранные сотрудниками и родителями.
В избе-музее главное место заняла русская печь в виде объемной ширмы, внешне имеющей вполне натуральный облик. В музее размещено много кухонной утвари, сундук с самоткаными юбками, лапти-берестовки, а по христианскому обычаю в красном углу стоит икона.
После завершения убранства провели торжественное открытие музея в виде театрализованного представления «В гости к бабе, к деду», с участием детей фольклорного кружка «Ладушки», для всех возрастных групп. Так изба-музей, стала местом для игр и занятий. А в дальнейшем визитной карточкой детского сада.
В начале функционирования музея перед педагогами встала проблема - методическая организация работы музея. Педагоги не могли назвать и доступно рассказать детям, как использовался в прошлом большинство предметов, не все умели петь колыбельные песни, возникли сложности с подбором фольклорного материала с учетом возраста детей.
Педагогическим коллективом была изучена специальная литература, неоднократно посещали совместно с воспитанниками городской краеведческий музей, через совет ветеранов несколько раз приглашали старожил микрорайона на беседы.
Направления работы с детьми были определена перспективным планом с интегрированным подходом, объединяя художественно-речевую, музыкально-театрализованную, изобретательную и трудовую деятельность. Целью плана – стало развитие дошкольника в традициях русской народной культуры.
В нашей деятельности ребенок является не пассивным объектом воздействия, а он равноправным субъектом общения, диалога с миром традиционной русской культуры.
Мы заметили, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию поставленных задач. И самое главное педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту специалистов: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. К тому же ребенку предоставляется возможность ярче себя проявить в том или ином виде деятельности.
Мы старались, чтобы каждое посещение музея стало для детей событием, чтобы не только получали знания об экспонатах, но и могли сравнить с бытом современного образа жизни. Вместе с домовенком Кузей они неоднократно чувствовали себя героем русской сказки, играли в пословицы и поговорки, переодевались в сарафаны, рубаху, лопаточки, пели и плясали. В скорее мы поняли в нашей деятельности был один недостаток она была рассчитана на старший дошкольный возраст. Младшие группы, к сожалению, оставались в стороне.
Поэтому мы решили что необходимо начать предварительную работу с детьми группах младшего дошкольного возраста. И проводили ее следующим образом, стали вводить в планирование воспитательно образовательного процесса знакомство с русскими народными традициями, использовать в совместной деятельности с детьми потешки, пестушки, прибаутки. Организовали экскурсии в наш музей, где познакомили детей с экспонатами, дали им представления предметов старины, а также демонстрировали действия с этими предметами. Уже к средней группе дети могли сами показать и объяснить, как в старину пользовались чугунком, ухватом, кочергой, скалкой. А сколько радости им приносила картошка в «лупяках» (мундире), каша, которую ели деревянными ложками, редька с квасом и чай из самовара. В старшей группе мы знакомили детей с орудиями труда: серпом, ступой, прялкой, рубанком, подчеркивая историческую преемственность с современными аналогами, например, лучина – керосиновая лампа – электрическая лампочка; валек – чугунный утюг на углях – электрический утюг.
В музее дети не только знакомились с разнообразием народного творчества, но и получали специальные навыки и умения: расписывали игрушки по типу дымковской и хохломской росписи, разрисовывали туеса, заслонки уральско-сибирской росписью, лепят посуду, украшали ее орнаментом.
Постепенно из единичных занятий педагогов не связанных между собой выстроилась система и возникла необходимость создания программы. Познакомившись со специальной литературой и проштудировав ряд программ в данном направлении мы сочли возможным использовать в деятельности программу «Приобщение к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.
Приоритетными задачами, которой являются: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, нравственное, и социальное развитие ребенка, а также приобретение им совокупности культурных ценностей русского народа. Программа содержит необходимые для ее использования познавательные сведения, примерное тематическое годовое планирование занятий по всем возрастным группам, краткое содержание их, описание игр, тексты фольклорных произведений, словарь старинных русских слов. Одно из главных требований программы – окружающие предметы должны быть национальными. Проработав по этой программе несколько лет, мы адаптировали ее под условия своего музея, составили перспективные планы, разработали конспекты занятий. Появилась возможность вести занятия в музее в виде дополнительного образования.
Так был организован кружок под названием «Горница». Занятия в музее проводятся 1 раз в неделю по подгруппам, по 20 мин. Постепенно название кружка переросло в название музея.
Так мы совершенствовали работу в музее год за годом, накапливали опыт.
В 2002 году мы подали заявку на участие во Всероссийском конкурсе «Музей в детском саду» в котором заняли второе место. Опыт работы организации музея в условиях ДОУ. Наш опыт был опубликован в газете «Дошкольное образование».
На педагогическом совете зародилась идея создать родительский клуб
«У самовара». Запланированные встречи с родителями и детьми стали также проходить в музее детского сада. Нами были организованы такие вечера как «Бабушкина сказка», «Любимые стихи детства», «Истории простой вещи». Мы не оставляем без внимания и календарные праздники «Масленица», «Святки», «Троица» и другие, на которых родители и педагоги с удовольствием наряжаются в русские народные костюмы, выступают в роли различных персонажей. Такие мероприятия сближают педагогов, детей и родителей.
Дети используют в активной речи элементы русского фольклора, знают, любят и умеют играть в русские народные игры, принимают осмысленное и активное участие в народных праздниках, знают сказочных героев и узнают их в произведениях искусства, умеют различать изделия русских народных промыслов, могут объяснить, что было в прошлом, зачем нужен музей.
Таким образом, педагогическим коллективом накоплен богатый методический материал по ознакомлению с русской народной культурой: создан музей, составлены перспективные планы, разработан цикл конспектов занятий кружка «Горница», сценарии праздников и развлечений, созданы фотоальбомы с описанием предметов музея.
Наша попытка сформировать «образ музея» как хранителя предметов культурного наследия русского народа, через атмосферу которого можно приобщить ребенка дошкольника в к русскому народному творчеству увенчалось успехом.

Просмотров: 549 | Добавил: ярослав | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: